[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ] Приветствую Вас, Гость! · Регистрация | Вход
· 18 Ноября 2018 · 18:27
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум Русский Мiр Монреаля » Основной раздел » Культура » Николай Семёнович Лесков (Аскалонский злодей)
Николай Семёнович Лесков
GoДата: Вторник, 16 Июня 2015, 15:40 | Сообщение # 1
Тех. поддержка
Группа: Администраторы
Сообщений: 28
Статус: Offline


Никола́й Семёнович Леско́в (4 февраля [16 февраля] 1831, село Горохово Орловского уезда Орловской губернии, ныне Свердловский район Орловской области — 21 февраля [5 марта] 1895, Санкт-Петербург)

По разному описывают Николай Семёновича Лескова. Разные критики, разные суждения, отклики.

Среди них есть и такие:

  • Необычный язык рассказчика у Лескова, отдельные выражения, определяемые Лесковым как местные словечки, прозвища служат вместе с тем в произведениях опять-таки сокрытию личности автора, его личного отношения к описываемому. Он говорит “чужими словами”, следовательно, не дает никакой оценки тому, о чем говорит. Лесков-автор как бы прячется за “чужие” слова и словечки — так же, как он прячется за своих рассказчиков или вымышленный документ или за какой-либо псевдоним.


Д. С. ЛИХАЧЕВ из "Слово о Лескове"

А может быть таким и должен быть писатель, поэт, художник? Тот, кто является "прохожим", сторонним наблюдателем этого мира. Художник пропускающий через себя этот мир и отражающий его для других.
Зеркало. Художник-зеркало. И чем чище это зеркало, тем чище отражение передаваемое людям.
Тот, кто не придумывает этот мир, не вносит в него "новые прогрессивные идеи", какие-то иллюзии, свои страхи, фантазии, идеологии, - а просто отражает реальность, такую, какая она есть - ни хорошая, ни плохая, - а такая как есть.


Странно это, но в разных биографиях Николай Семёновича не указывается его очень редкое произведение Аскалонский злодей. История из "древнего христианского Востока", как назвал это сам Николай Семёнович в своём письме в редакцию (1889 г. Об иродовой темнице. Письмо в редакцию).
Рассказ примечателен не только очень подробным описанием времён раннего христианства в Византии. Пожалуй, особая его ценность, и редкость в литературе, - это описание человеческого образа. Это редчайшее произведение описывает образ женщины.

Много может возникнуть споров, дискуссий на эту тему..., особенно в свете сегодняшних тенденций "модернизации", "новизны", "прогрессивности", "моды", "блеска"  и прочих подобных тенденций , в которых почему-то человек, чтобы быть человеком должен обязательно как-то и куда-то выпячиваться, выворачиваться, что-то пучить и выдавливать из себя....

Лесков же описал человека, женщину и её образ. То, как живёт человек. И то, что есть те, кто никогда не предают. Не предают себя, так как невозможно предать кого-то, что-то, не предав прежде себя. Ни из-за голода или холода, ни из-за угроз, ни по причине страха смерти. Не предаёт/передаёт просто потому, что есть понимание внутри, что предав (/передав себя) однажды - это уже не человек. Это уже будет что-то другое, какое-то другое существо, но не человек...

Такое вот редкое произведение досталось нам в наследство.

Прочесть его можно найдя в интернете, или скачав с нашего сайта здесь:Аскалонский злодей
Прикрепления: 1343370.jpg(12.1 Kb)
 
SuetaДата: Воскресенье, 28 Июня 2015, 12:17 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 18
Статус: Offline
"Лесков же описал человека, женщину и её образ. То, как живёт человек. И то, что есть те, кто никогда не предают. Не предают себя, так как невозможно предать кого-то, что-то, не предав прежде себя. Ни из-за голода или холода, ни из-за угроз, ни по причине страха смерти. Не предаёт/передаёт просто потому, что есть понимание внутри, что предав (/передав себя) однажды - это уже не человек. Это уже будет что-то другое, какое-то другое существо, но не человек..."

А какое это будет существо? Вспомните мужа главной героини Тении, который съел хлеб, предназначенный для его же голодных детей. Он перестал быть человеком? Разумеется нет, все люди по-разному переносят тяготы, страдания, лишения.

Добавлено (28 Июнь 2015, 12:17)
---------------------------------------------
Минеева И.Н.
Творческая история повести Н.С. Лескова «Аскалонский злодей. Происшествие в Иродовой темнице (Из сирийских преданий)

Исследователи считают, что сюжетной основой «Аскалонского злодея» послужило проложное «Слово о купце» (14 июня).2 Суть художественной концепции легенды им видится в следующем: как бы ни был преступен человек с точки зрения других людей, он достоин снисхождения и сожаления также, как достоин осуждения человек, занимающий всеми уважаемое место, но тайно пребывающий в постыдном грехе.
Сюжет проложного “Слова” таков в кратком его изложении. Отец Евсевий из Аскалона поведал, что “некий купец” во время плавания в Африкию потерпел кораблекрушение и погубил свое и чужое имение. Заимодавцы посадили его за долги в темницу, “расхитили” дом, ничего не оставив жене. Жена от “многаго неимения” работала и приносила в темницу мужу хлеб. Однажды, когда она была вместе с ним, вошел некий вельможа дать “милостыню сущым”. Увидев ее, вельможа “уязвися сердцем видев красоту ея: бе бо поистине красна зело”. Подозвав к себе жену, он спросил, ради какой вины та здесь находится. Тогда она рассказала историю своего мужа. Вельможа “рече к ней: “аще искуплю весь долг ваш, спиши ли со мною нощь сию”. Жена же, “яко красна душею и целомудрена”, сказала ему: “слышал ли еси, господине мой, апостола глаголюща: яко жена не владеет телом своим, но муж, иду и вопрошу мужа моего”. Купец, “разума исполнен сый, и верен к своеи жене, не восхоте блудным имением свободитися”. В то время в темнице был затворен “некий разбойник”, который видел все творимое. Злодей дивился тому, что они последовали евангельской заповеди: “паче богатства чистоте своей восхотеша”. И “воздыхая в себе, глаголаше <…> аз же окаянный что сотворю, иже никогда поневоле суме помыслив, яко есть Бог и того ради и убийству многу повинен бых”. Умилясь целомудрию, он призвал жену и открыл ей место, где находились сокровища. После его казни они могут взять золото “во отдание долга”. По просшествию нескольких дней после смерти злодея некая жена нашла указанное место, раскопала и обрела скудельник золота. Так милостью разбойника купец был освобожден из темницы. Проложное “Слово” утверждает христианскую истину, выраженную в заключительных словах “некоего отца”: “яко же сохраниста заповедь Божию, сице и Господь возвеличи милость свою на них”.
Письма Лескова редактору журнала “Русская Мысль” М.В. Лаврову свидетельствуют о многократной правке текста 1-й редакции (“Легендарные характеры”): “я его опять еще раз измарал <…> я с ним очень заморил себя…”(XI, 435), “… я еще почерчу рукопись <…> еще побьюсь <…> таков уж мой копоткий прием работать, и иначе я не могу работать” (XI, 436). Изучение сохранившихся материалов позволяет восстановить отдельные стадии работы писателя над новым пересказом. Авторские колебания сказались и в выборе названия произведения, и его жанрового определения, введении / или невведении эпиграфа, переосмыслении концовки.
В намерения художника входило изменение финала. Так, А.С. Суворину Лесков писал: “Рассказ лучше кончить “грехом”” (XI, 448), “как бы надо было разрешить в связи с житейской правдой” (XI, 447). Между тем в конце концов автор сохранил все же проложный финал: “я ведь держался жанра и потому ближе написал к той развязке, какую дал Пролог..” (XI, 448), “Ключевский одобряет мой домысел и находит, что это “сделано в духе того времени”” (XI, 448).

 
GoДата: Воскресенье, 28 Июня 2015, 12:59 | Сообщение # 3
Тех. поддержка
Группа: Администраторы
Сообщений: 28
Статус: Offline
Цитата Sueta ()
А какое это будет существо?

Иное.

Это, так мир устроен.
Возьмите молоко, оставьте его на солнце. Оно скиснет - "забудет о себе", потеряет информацию о самом себе и это уже будет не молоко, а что-то иное, но не молоко.
Возьмите дерево, сожгите его, то, что останется, или то, что получите в процессе - это уже не дерево, а что-то иное.
И люди здесь, как видится, не исключения из законов мира ))).
Есть чел. образ, и забыв его, это уже не человек, а что-то иное. Другое существо, просто физически похожее на остальных )))

Вот Вам еще пример: волки и собаки.
есть породы собак, которые крайне сложно визуально отличить от волков.
Но "содержимое", сам психо-тип, совершенно иной.
---
Цитата Sueta ()
Разумеется нет, все люди по-разному переносят тяготы, страдания, лишения.

По разному. Так и есть.
Один получив лопату в руки, принимает решение, что в тягостный момент надо этим инструментом труда создать условия, вскопать землю, посеять, и получить результат труда - хлеб, который накормит.
..а другой, в тягостный момент, получив такую же лопату, выбирает тюкнуть собрата по черепной коропке и забрать то, что у него есть )))

По разному переносят тяготы, страдания, лишения )).

---
 
SuetaДата: Воскресенье, 28 Июня 2015, 19:54 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 18
Статус: Offline
"Есть чел. образ, и забыв его, это уже не человек, а что-то иное. Другое существо, просто физически похожее на остальных ))) "

Выходит, что муж главной героини уже не человек, раз в тягостную минуту "объел" своих голодных детей? Или он даже с самого начала Аскалонского злодея "перекис", предпочитая еще большее богатство спокойной жизни с женой и детьми. Ведь именно он обрек и жену и мать свою и детей на страдания.
А еще, любопытно узнать ваше отношение к героине.
 
GoДата: Воскресенье, 28 Июня 2015, 20:37 | Сообщение # 5
Тех. поддержка
Группа: Администраторы
Сообщений: 28
Статус: Offline
Цитата Sueta ()
Выходит, что муж главной героини уже не человек,

Думается, что тут надо идти от истоков. От определения, а что же такое человек?
Те, благодаря которым существует наша цивилизация видели это иначе как-то..., и не в виде формы, запахов и одежд, причесок и т.д. и т.п... - иначе видели. И своими примерами показывали, что же это такое чел. образ.
В наше время, тоже разные мнения бытуют. Очень популярное, массовое, направление "по Фрейду", что человек это такая обезьянка, которую интересуют только инстинкты и собственная похоть, и все действия его исходят из этого.
Есть еще биологи и этологи, у них тоже своё мнение есть по этому поводу ))
По разному воспринимают это понятие.
==
Цитата Sueta ()
А еще, любопытно узнать ваше отношение к героине.

Так вроде бы это мнение уже было оглашено в первом сообщении.
 
SuetaДата: Воскресенье, 28 Июня 2015, 23:52 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 18
Статус: Offline
"Те, благодаря которым существует наша цивилизация видели это иначе как-то..., и не в виде формы, запахов и одежд, причесок и т.д. и т.п... - иначе видели. И своими примерами показывали, что же это такое чел. образ."

На мой взгляд, вы идеализируете. Все было в те давние времена: и формы, и одежды, и прически и особенно запахи.
Аскалонский злодей это притча, "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам (девицам) урок." Хоть образ главной героини и "выбелен", автор дает ей возможность сомневаться. Много противоречий, связанных с ней: с одной стороны она прекрасная жена, которую многие ценят за ум, красоту, кроткий нрав, но с другой стороны, она не смогла убедить супруга в том, что его жадность до добра не доведет. Тении близко христианское учение, но она остается язычницей. Когда она в поисках выхода из сложной ситуации, доведенная до отчаяния, готова принять предложение соблазнителя, этого не происходит только потому, что на ее пути не попадается его слуга. Она как и все главные герои этого произведения находится в поиске: какая любовь сильнее? К мужу или к детям?
Человек не может быть только добрым, или только злым, храбрым или трусливым. В каждом из нас все качества присутствуют, в каком количестве они проявятся в той или иной ситуации - это вопрос. Даже злодея растрогала история Тении, и он отдает все свое богатство ей, становясь героем, о котором Тения спешит всем рассказать.


Сообщение отредактировал Sueta - Воскресенье, 28 Июня 2015, 23:53
 
GoДата: Понедельник, 29 Июня 2015, 01:42 | Сообщение # 7
Тех. поддержка
Группа: Администраторы
Сообщений: 28
Статус: Offline
Цитата Sueta ()
На мой взгляд, вы идеализируете.

Ну да, есть такое ))

Цитата Sueta ()
Все было в те давние времена:

Да, было.

Но смотрите какое дело: всё это конечно было, и мало что в людском социуме изменилось.. - но вот те люди, благодоря которым существует цивилизация, мы знаем не как они выбирали себе новую одежду, духи, новую шляпку и модные панталоны, а потом пиарились, выпячивались, развлекались, кайфовали и т.д. и т.п.. модные, прогрессивные тенденции в стиле "бери от жизни всё", "кайфуй пока жив", "жизнь одна, надо успеть накайфовать в усметь" )))) и т.д. и т.п...

А знаем о том как они с утра и до вечера пахали, день и ночь, день и ночь. И знаем их результаты.
Это просто приоритет и выбор.

Цитата Sueta ()
но с другой стороны, она не смогла убедить супруга в том, что его жадность до добра не доведет.

И что, её теперь за это винить? )))
..и супруга тоже не за что винить.
Нет вины ни в чём.
Это просто выбор. Обычный выбор. Не более.
И вопрос не вины, а выбора и определения после этого выбора.
Не вины, а определения.

Цитата Sueta ()
Она как и все главные герои этого произведения находится в поиске:

Так это вроде естественно... или как-то иначе думаете?

Цитата Sueta ()
Когда она в поисках выхода из сложной ситуации, доведенная до отчаяния, готова принять предложение соблазнителя, этого не происходит только потому, что на ее пути не попадается его слуга.

Знаете, как-то есть люди, у которых много чего "не происходит" в жизни )). 

Цитата
не происходит только потому,

А может дело не в ситуациях, а в самих людях и их выборе? Как думаете?
У некоторых это "не происходит только потому" - не из-за мистических встреч и ситуаций, а из-за их личного выбора, который привёл к этим ситуациям.
Может всё же люди создают ситуации, после которых говорится: "произошло только потому что..." или "не произошло потому что..."
Может всё же дело в выборе?   

Цитата Sueta ()
Человек не может быть только добрым, или только злым, храбрым или трусливым. В каждом из нас все качества присутствуют, в каком количестве они проявятся в той или иной ситуации - это вопрос.


И опять таки, тут-то дело, как видится, не в том "что присутствует", а в том что проявляется, в том, что человек выбирает...
 
SuetaДата: Понедельник, 29 Июня 2015, 08:04 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 18
Статус: Offline
"И что, её теперь за это винить? ))) "

"У некоторых это "не происходит только потому" - не из-за мистических встреч и ситуаций, а из-за их личного выбора, который привёл к этим ситуациям."

Вот вы сами спросили и сами же ответили. Винить или не винить, решает каждый читатель сам. По мне так: в том, что касается человеческих взаимоотношений, виноваты оба. Оба не смогли договориться, оба не нашли компромисс. Но и бывают ситуации не подвластные человеку, когда говорят: судьба, рок, провидение.

"А может дело не в ситуациях, а в самих людях и их выборе? Как думаете?"

Думаю, что и в людях, и в выборе и в ситуациях. Это все взаимосвязано.

Добавлено (29 Июнь 2015, 08:04)
---------------------------------------------
"Есть чел. образ, и забыв его, это уже не человек, а что-то иное. Другое существо, просто физически похожее на остальных )))"

"есть породы собак, которые крайне сложно визуально отличить от волков.
Но "содержимое", сам психо-тип, совершенно иной."

Что вы подразумеваете под словосочетанием: человеческий образ? Содержание, начинка и у людей и у животных даже одного вида разная. Собака, пусть и похожая на волка животное домашнее, ее хозяин кормит за верную службу, а волка "ноги кормят". Как им не быть принципиально разными?

 
GoДата: Вторник, 30 Июня 2015, 01:44 | Сообщение # 9
Тех. поддержка
Группа: Администраторы
Сообщений: 28
Статус: Offline
Цитата Sueta ()
Оба не смогли договориться, оба не нашли компромисс.

О чём?
Кто кого когда предаст? И в каких условиях? ))
Ну так для этого давно создана юр. система и система бизнес договоров  biggrin

Цитата Sueta ()
Что вы подразумеваете под словосочетанием: человеческий образ?

Внутренее состояние и его целостность. 
А всё остальное - это уже проявления на основе этого. И, соответсвенно выбор, делается на основе этого внутренного состояния и вектора куда направлен человек.

Цитата Sueta ()
Содержание, начинка и у людей и у животных даже одного вида разная. 

Да, согласен, как видится, это ключевое - разное у одного вида. 

Цитата Sueta ()
Даже злодея растрогала история Тении, и он отдает все свое богатство ей

Ага, злодея еще пожалейте )))
Это злодей... и не в общепринятом сегодня "романтическом" виде.
Представьте его вне этой темницы, чтобы он сделал с Тенией?...

Цитата Sueta ()
Но и бывают ситуации не подвластные человеку, когда говорят: судьба, рок, провидение.

Бывают. Метеорит, например  biggrin
 
SuetaДата: Вторник, 30 Июня 2015, 12:05 | Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Сообщений: 18
Статус: Offline
"Ага, злодея еще пожалейте )))"

Так это сам автор черным по белому заявляет: "...сожженный живым Анастас возбудил к себе жалость, а Милий всеобщее презрение." Людям интересна проделанная внутренняя работа, когда образ персонажа в действии, растроганный злодей своим благородным поступком вызвал к себе жалость и понимание людей.

"... что бы он сделал с Тенией?"

Ничего бы он с ней не сделал. Его интересует награбленное богатство, романтические порывы Милия ему чужды. Таким злодеям не придет в голову ждать от избранницы фразы: час благосклонен, они сами решают когда и с кем он благосклонен.

"О чем?
Кто кого когда предаст? И в каких условиях? ))"

О чем угодно, хотя бы о том, как резать помидоры на салат. Просто уметь говорить, слышать и договариваться. Сегодня мало кто это умеет, отсюда и огромное количество всевозможных служб.
 
Форум Русский Мiр Монреаля » Основной раздел » Культура » Николай Семёнович Лесков (Аскалонский злодей)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: